:: Accelya
Теги: Новости, Авиакомпании, Air Travel, IT, COVID-19
Авиакомпании ожидают роста доли собственных прямых каналов продаж за счет сокращения доли глобальных дистрибутивных систем GDS. Такой основной вывод делает исследование "Обратно к прибыльности" (Airlines: A Path Back to Profitability), проведенное независимым агентством для IT-разработчика Accelya. В ходе исследования 62 топ-менеджера авиаперевозчиков ответили на вопросы анкеты, а затем исследователи провели 10 телефонных интервью. Цель исследования — осветить текущее состояние авиационной коммерции и посмотреть на стратегии, используемые авиакомпаниями для преодоления кризиса и возвращения к прибыльности.
Авиакомпании хотят больше контроля
На вопрос о развитии каналов дистрибуции, респонденты указали, что ожидают роста прямых каналов B2C, таких как собственный веб-сайт компании и мобильное приложение, с нынешних 40 до 47% уже к 2023 г. При этом доля GDS-дистрибуции снизится с 42 до 31%, в то время как доля того, что в исследовании названо "прямое подключение / “обход GDS” другими агрегаторами", может вырасти с 4 до 9%.
"…GDS-провайдерам необходимо понять: если они не будут более сговорчивы по коммерческим условиям распространения NDC-контента авиакомпаний, они рискуют усугубить свои проблемы… Растущее число NDC-агрегаторов, таких как Travelfusion, Duffel и Peakwork, позволяет авиаперевозчикам продавать билеты через те же туристические агентства, но с более низкими издержками и более эффективным способом", — говорится в отчете.
На вопрос о влиянии пандемии COVID-19 на количество прямых подключений порядка двух третей респондентов ответили, что они намереваются увеличить число прямых подключений как с обычными, так и с онлайн-тревел-агентствами, а также с консолидаторами, компаниями корпоративного туризма и метапоисковиками. В целом прямые каналы (онлайн и офлайн) будут приносить порядка 56% бронирований в 2023 г. — то есть ожидается рост на 12%.
В отношении технологического стандарта NDC (протокол прямой дистрибуции билетов и дополнительных услуг — инициатива Международной ассоциации воздушного транспорта IATA) отчет упоминает "высокий энтузиазм", выраженный во время телефонных интервью, а также что 68% респондентов на вопросы анкеты указали, что их авиакомпания использует или намеревается использовать NDC как часть стратегии продаж и дистрибуции.
Цифровые и динамичные пассажиры
Наиболее заметные изменения — в потребительском поведении: "Мы видим все большее количество людей, желающих лететь в салонах премиум-классов, особенно если длительность рейса превышает три часа. Практически все из них летят на отдых, это не бизнес-путешественники, то есть они сами платят за билеты, а не их работодатели. На многих рейсах коэффициент загрузки премиум-класса выше, чем в экономическом".
За месяцы локдауна у потребителей существенно повысились ожидания к уровню удобства онлайн-покупок, а также требования к гибкости получаемых сервисов. А значит, динамическое ценообразование, персонализация предложения, цифровое обслуживание должны стать фокусом внимания перевозчиков.
Неудивительно, что респонденты практически в три раза выше оценивают необходимость персонализации предложения, чем это было в доковидные времена (с 19 до 49%). В два раза большее количество отвечающих считают "крайне важными" инновации в сфере мерчандайзинга/ретейла и общее упрощение процессов покупки (с 26 до 49%).
Новая задача коммерческих департаментов выражается словами "знай своего покупателя". Если до пандемии только 44% авиакомпаний рассматривали аналитику больших массивов данных как крайне важную работу для определения стратегии развития, то в настоящий момент таких уже 64%. Однако настораживает, что практически половина опрошенных (47%) считают, что у них недостаточно данных, чтобы ввести динамическое ценообразование.
Основные преграды
Руководители авиакомпаний понимают, что путь к инновациям не будет легким: самым большим препятствием две трети опрошенных называют неадекватный размер ассигнований на технические новшества, далее — ограничения со стороны поставщиков (33%) и недостаток IT-персонала (22%).
Про бюджетные ограничения и стратегию "главное — выжить", указанные в отчете, упоминают и российские эксперты. "В ближайшие 3–5 лет оставшиеся авиакомпании будут заняты реструктурированием долгов из-за короновирусных ограничений. Это будет иметь последствия, в том числе в виде ограничений по инвестициям в развитие IT-платформ, — считает Сергей Левашов, руководитель департамента бизнес-аналитики Ramax. — Единственным драйвером здесь станут инициативы IATA, связанные с [концепцией] ONE Order и организацией перевозок по цифровым "ковидным паспортам".
Ничего инновационного в части дистрибуции, по моему мнению, не возникнет до тех пор, пока ситуация не нормализуется. Похоже, что стратегия "создания максимального комфорта и качественного сервиса" меняется на стратегию "быстрого реагирования на вызовы, чтобы выжить". В части привлечения IT-персонала проблем возникнуть не должно: помимо персонала IT-подразделений в самих авиакомпаниях, на рынке есть ряд системных интеграторов, обладающих необходимым опытом в авиаиндустрии для реализации проектов любой сложности".
Методология исследования
Вместе с компанией Accelya исследовательское агентство разработало анкету на английском языке из 48 вопросов, которая была предложена клиентам и контактам Accelya. В результате анкету заполнили 62 менеджера авиакомпаний, руководящих коммерческими, финансовыми и техническими подразделениями. Для обогащения количественных данных качественными агентство затем провело 10 телефонных интервью с топ-менеджерами авиакомпаний США, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Тихоокеанского региона. Интервью длились от 45 минут до часа, и на звонке присутствовали только сотрудник исследовательского агентства и интервьюируемый. Всем респондентам была обещана анонимность их ответов.
По типу авиакомпаний участники распределились следующим образом: 65% участников работает в глобальных авиакомпаниях, 24% — сотрудники региональных авиакомпаний и 11% — низкобюджетных перевозчиков. Участвовали ли в исследовании авиакомпании России или стран СНГ, в отчете не указывается.
Источник: ato.ru