:: Heathrow
Теги: Новости, Авиакомпании, Финансовые показатели, Финансы, IATA, COVID-19
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) изменила свой прогноз финансовых показателей отрасли за 2021 год в сторону ухудшения по сравнению с прогнозом декабря 2020 года. Тем не менее, организация по-прежнему придерживается оптимистичного сценария восстановления спроса в 2022 и 2023 году.
"Темпы восстановления ниже, чем ожидалось", — пояснил новый генеральный директор IATA Вилли Уолш, призвав правительства продолжить оказывать поддержку отраслевым организациям с целью сохранения квалифицированного штата. Он подчеркнул, что по мере окончания сроков действия мер общей экономической поддержки, авиатранспортной отрасли могут понадобиться специальные, ориентированные на нее, механизмы государственной помощи в ближайшие несколько месяцев.
Если по прежним прогнозам IATA в 2021 году убытки авиакомпаний могли составить до 38 млрд долл., в нынешнем прогнозе эта цифра увеличилась до 47-48 млрд долл. Ухудшение объясняется существующими тенденциями пассажиропотока. По последним подсчетам IATA, за 2021 год пассажиропоток составит всего 43% от уровня 2019 года (прежний прогноз: 51%). Отрицательный денежный поток также не удастся остановить в 2021 году, эта тенденция продлится до 2022 года.
Но в прогнозе есть и светлые пятна. "Есть хорошие новости, есть плохие", – резюмирует Уолш. Среди первых – существенное оздоровление финансовых показателей отрасли с начала года по мере проявления эффекта от проведенной реструктуризации и сокращения расходов авиакомпаниями. Главный экономист IATA Брайан Пирс подчеркивает, что прогнозы на 2022 и 2023 годы существенно улучшились в ожидании "уверенного возвращения доходов" – при условии, что развитие новых штаммов вируса удастся сдерживать.
IATA также придерживается позиции, что нынешний низкий уровень пассажиропотока объясняется исключительно карантинными ограничениями, а не отсутствием спроса. Пирс подчеркнул, что в целом экономическая ситуация выглядит удовлетворительно, учитывая что уровень производства и индекс предпринимательской уверенности превысили докризисные показатели. "Существует отложенный спрос и [у населения] есть сэкономленные средства, чтобы потратить", – полагает он. Поэтому второе полугодие 2021 года будет лучше первого. "Распространение вакцины должно открыть некоторые международные рынки", – предполагает Пирс. До сих пор международные потоки не превышают 10% от уровня 2019 года, но по прогнозам IATA, могут достичь 34% по итогам года. Что касается внутренних рейсов, то несмотря на откат вследствие новых ограничений на китайском рынке в феврале, за весь год пассажиропоток составит 96% докризисного уровня.
Показатели рентабельности будут сильно разниться по регионам. Авиакомпании в странах, где внутренний рынок достаточно обширный – например, в США – быстрее всех восстановят финансовый статус.
Спрос на грузоперевозки продолжает расти, но неравномерно: ближневосточные хабы и страны Азиатско-Тихоокеанского региона по-прежнему укрепляют позиции, в то время как европейский рынок сравнительно слабее.
Одна из центральных проблем, которую предстоит решить авиатранспортной отрасли – это колоссальная долговая нагрузка, которую авиакомпаниям пришлось принять, чтобы сохранить ликвидность во время кризиса. По оценкам IATA, общий размер долга вырос на 220 млрд долл. – до 651 млрд долл. с 2019 года.
"Такой уровень долговой нагрузки непосилен", – считает Пирс. Он уверен, что авиакомпании должны использовать любые излишки доходов, чтобы снизить сократить долги. Около 96 млрд долл. авиакомпании должны по правительственным программам, остальные средства были предоставлены банками и лизинговыми компаниями.
Источник: ato.ru